Назад в будущее. Утопия и реальность эпохи конструктивизма на выставке в Центре «Зотов»

22.03.2024

В Центре «Зотов» показывают, как в проектах конструктивистов отразились запросы человека новой эпохи и мечты о счастливом и рационально устроенном будущем. Генеральный партнер проекта — ВТБ.
На выставке «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» © Фотограф Александр Гронский, предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Новая выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» определяется кураторами как выставка-исследование. И действительно, посетителям не просто представляют экспонаты для обозрения, но приглашают их непосредственно окунуться в творческий процесс, как бы заглянуть в лабораторию конструктивистов, познакомиться не только с результатами их творческих усилий, но также с их замыслами, проектами, неосуществленными (а часто и неосуществимыми) мечтами. Оказавшись в этой фантастической лаборатории, мы словно получаем возможность наблюдать с близкого расстояния за работой коллектива ученых-архитекторов, конструирующих новый мир.
На выставке «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» © Фотограф Александр Гронский, предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Экспозиция состоит из девяти разделов, расположенных на двух этажах. Каждый сектор посвящен отдельному аспекту материальной и нематериальной культуры конструктивизма. Перемещаясь от одной выставочной ячейки к другой, посетители переходят от заводских помещений и домов-коммун к общественным баням и домам культуры. Перед их глазами предстают города — утопические и вполне реальные, — новые жилые районы, трамвайные остановки, напоминающие декорации к sci-fi фильму, а также образцы декоративно-прикладного искусства: стулья, столы, настольные лампы и даже поильники для детей.
Вниманию посетителей предлагаются чертежи, схемы, макеты архитектурных сооружений, фотографии зданий и городов — Новосибирска, Екатеринбурга (он же Свердловск), Магнитогорска. Одной из особенностей выставки является присущий ей широкий географический охват. Кураторы не ограничились только Москвой и Ленинградом, но показали также захватывающую картину освоения советскими архитекторами и инженерами Урала и Западной Сибири. На множестве черно-белых фотографий, представленных в экспозиции, можно увидеть, как возникают — буквально на пустом месте — заводы-гиганты и новые города.
Рядом с архитектурными экспонатами можно найти печатные издания тех лет (книги, журналы, детские книжки), плакаты братьев Стенбергов и Густава Клуциса, произведения живописи.
На выставке «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» © Фотограф Александр Гронский, предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Выставка дает возможность воспринять эстетику конструктивизма объемно, во всей полноте. На нескольких экранах показывают фильмы и даже мультфильмы, снятые в 1920–30-е годы, то есть в эпоху расцвета советского киноконструктивизма. Вот хроникальные кадры, на которых запечатлены бесчисленные стройки. А вот художественный фильм — «Генеральная линия» Эйзенштейна. В нем великий режиссер, подобно фокуснику, показывает нам иллюзию — совхоз мечты: белые домики, люди в белом и тучные стада всяческой мясомолочной живности.
На выставке «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» © Фотограф Александр Гронский, предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
На небольших экранах можно поближе познакомиться с отдельными экспонатами выставки, вернее, с их анимированными версиями. Благодаря этим видеореконструкциям становится понятно, как мог выглядеть изнутри интерьер конструктивистского дома или же как именно функционировал тот или иной предмет мебели.
Специально к выставке коллектив musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса подготовили шестой выпуск проекта «Музыкальное измерение». Это своеобразный плейлист к выставке. Он включает сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского и других композиторов, которые известны благодаря своим смелым музыкальным экспериментам. Сотрудничество Центра «Зотов» и musicAeterna состоялось по инициативе ВТБ.
Всего в экспозицию выставки вошло около 500 объектов из более чем 30 российских музеев, включая Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Третьяковскую галерею, Русский музей, а также из частных собраний. Уровень всякой выставки определяют как экспонаты, так и имена их создателей. Выставка «Работать и жить» может похвастать поистине звездным составом участников. Все самые громкие имена в истории конструктивизма — истории короткой, но насыщенной — представлены в залах. Упомянем Моисея Гинзбурга, Илью Голосова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ивана Леонидова и братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных.
Завершающий раздел выставки показывает произведения еврейских художников, созданные в 1920-е — последние годы творческого разнообразия и авангардных экспериментов перед формированием «большого стиля» следующих десятилетий. Кто-то из мастеров здесь представлен своими «фирменными» вещами. Например, Эль Лисицкий — знаменитыми проунами и эскизами электромеханического шоу «Победа над солнцем». Кто-то, напротив, еще только ищет свой путь: Александр Тышлер пробует себя в создании абстрактных цветодинамических конструкций, Александр Лабас экспериментирует с кубизмом, а Иосиф Чайков — с аналитической скульптурой. Для большей наглядности кураторы даже реконструируют в натуральную величину утраченные объекты: гипсовые рельефы Чайкова («Швея», «Скрипач») и скульптуры из дерева и металла Марка Эпштейна («Дама в шляпе», «Рабочий»).
Александр Веснин, Виктор Веснин, С. Лященко. «Проект здания Наркомтяжпрома. 1-й тур. Перспектива», 1934 год © Предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Неподготовленному зрителю (впрочем, и подготовленному тоже) может показаться, что содержание выставки в равной степени относится как к прошлому, так и к будущему — возможно, альтернативному.
Глядя на все эти небоскребы, рекреационные зоны, урбанистические схемы, невольно вспоминаешь все известные антиутопии. При этом не можешь не восхититься величием замысла и дерзновенностью воображения, свойственными архитекторам первых лет существования СССР. Каждый их проект, как бы далек от реальности он ни был, сколько бы неудобств ни причинял окружающим в случае его реализации, являет собой законченный образ эпохи, полной светлых надежд и пламенной веры в социальные чудеса. Именно об этих надеждах и вере говорят нам и строгая «античная» белизна прямых горизонтальных фасадов Дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, и визионерские архитектурные фантазии Якова Чернихова, и даже Дворец Советов Бориса Иофана, построенный уже в совершенно ином классицизирующем стиле.
Борис Семенов. «Весна заводская», из серии «Уралмаш — завод заводов», 1974 год © Предоставлено Екатеринбургским музеем изобразительных искусств
Век конструктивизма оказался недолог. Как и другие авангардные течения, этот стиль, пережив расцвет в 1920-е годы, был фактически отменен в начале 1930-х, когда по распоряжению сверху в советском искусстве утвердился социалистический реализм. В архитектуре это привело к возврату в прошлое, к старым формам, казалось бы, навсегда отмененным авангардом. Тем не менее открытия и достижения конструктивистов, как это хорошо показано на выставке, успели в значительной степени определить внешний вид молодой Страны Советов, а также — что куда более важно — навсегда стали частью культурного ландшафта России, ведь сегодня этот ландшафт уже невозможно представить без произведений Гинзбурга, Эйзенштейна, Родченко, Шостаковича и еще десятков творцов, чье искусство в той или иной степени развивалось под знаменами конструктивизма.
Олег Грознов, историк искусства