150 произведений к 150-летию мастера: в Новой Третьяковке открылась выставка Николая Рериха

25.10.2023

На выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023
Николай Рерих — один из самых плодовитых русских художников. Его наследие насчитывает более пяти тысяч произведений. Для выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника, в Третьяковской галерее собрали около полутора сотен его лучших и важнейших работ из российских музейных коллекций. Они позволяют проследить извилистый творческий путь Рериха, который начался с интереса к древнерусской истории и завершился поисками ответов на вечные вопросы в Индии. Банк ВТБ стал генеральным спонсором этого масштабного проекта.
Выставка разделена на три большие части. Первая знакомит с ранним периодом в творчестве Рериха, когда тот был увлечен археологией, историей, всматривался в старую архитектуру и писал картины, на которых оживали сцены из жизни Древней Руси. К этому периоду относятся известные картины «Гонец. „Восста род на род“» и «Заморские гости», «Богатырский фриз» и иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми.
Вторая часть выставки посвящена увлечению художника Востоком. Здесь представлены самые узнаваемые рериховские вещи — яркие горные пейзажи, вдохновленные путешествиями по Азии.
Николай Рерих. «Гуга Чохан», 1931 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Третья часть выставки рассказывает о работе Рериха в театре. Художник разрабатывал декорации и костюмы к знаменитым постановкам «Князь Игорь», «Снегурочка», «Пер Гюнт» и «Весна священная». В экспозиции можно увидеть не только эскизы, но и выполненные по ним изделия. К этой части относится и главный экспонат всей выставки — декорация, созданная в начале 20 века по заказу Сергея Дягилева.
На выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023
Триумф Русских сезонов Сергея Дягилева начался в 1909 году с танцевального номера «Половецкие пляски». Сцену парижского Театра Шатле полукругом опоясывал гигантский задник «Половецкий стан», созданный по эскизу Николая Рериха. Панорамный пейзаж с юртами и дымом от костров переносил зрителей в бескрайнюю степь и превращал балетный спектакль в древнее таинство. Размер декорации — 10 на 23 метра, это самое большое произведение в собрании Третьяковской галереи. Для сравнения: ширина картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — «всего» 7,5 метра.
Николай Рерих. «Половецкий стан», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Половецкие пляски» были одним из самых популярных спектаклей дягилевской антрепризы. Задник путешествовал по миру и выдержал около двух тысяч представлений. Размеры театров не всегда позволяли развернуть полотно полностью: его приходилось складывать, подворачивать, загибать, а после оно еще долгие годы хранилось свернутым в рулон. В итоге, когда в 2020 году Третьяковская галерея выкупила задник из британской частной коллекции, специалисты оценили его состояние как аварийное.
При финансовой поддержке Банка ВТБ занавес отреставрировали. На выставке Рериха российские зрители увидят эту грандиозную работу впервые. Кроме того, к выставке оркестр musicAeterna и ВТБ совместно подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное измерение». Дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna подобрали музыку, которая дополняет выставку и помогает не только увидеть, но и почувствовать картины Рериха. По словам старшего вице-президента ВТБ Натальи Кочневой, поддержка выставки — это «вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение».