Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

5.06.2023

Культура

На Глинку было возложено тяжкое бремя отца русской музыки. В попытке отыскать основу национальной школы он изменил русское музыкальное искусство. Его творчество проложило дорогу следующим поколениям русских композиторов, получило признание еще при жизни, но только спустя десятки лет можно увидеть настоящий масштаб личности Михаила Глинки. В честь его дня рождения вспомним, почему его называют первым русским композитором.

Любовь к музыке с детства

Яков Яненко. «Портрет Михаила Ивановича Глинки», около 1840 года © Public domain
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в дворянской семье польского происхождения. Интерес к музыке проявился у него с детства — уже тогда он играл с музыкантами местного крепостного театра.
Музицирование в начале 19 века было необходимым атрибутом жизни любого благородного человека, но профессионального обучения композиторскому искусству в России еще не было. Поэтому Глинка брал частные уроки по композиции, а также по фортепьяно и скрипке.
С самого детства у Глинки было слабое здоровье и склонность к ипохондрии. Родители отправили юношу на Кавказ для поправки здоровья. Там он создал свои первые произведения — романсы на стихи приятелей-поэтов. Например, «Не искушай меня без нужды» на стихотворение Баратынского. Даже в этих первых пробах слышна музыкальная фантазийность автора. Она будет свойственна и зрелому творчеству Михаила Глинки.

Выражение русской идеи в музыке

Неизвестный автор. Иллюстрация к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя», 1894 год, типография И. Д. Сытина, Москва © Public domain
«Жизнь за царя» (Иван Сусанин) называют первой русской оперой. На русском языке писали оперы и ранее, но именно Михаил Глинка начал слагать сложный смысловой концепт национальной русской музыки и поэтому получил титул первого русского композитора.
На создание этой оперы Глинку вдохновили поездки за границу: он много путешествовал по Италии, Германии, Испании и Франции. Итальянские оперы привели композитора в абсолютный восторг, образ некоторых увиденных сцен он перенес в свои произведения. Например, итальянский тип предсмертной арии окажется потом в «Иване Сусанине». В Германии Глинка проникся царствующей там идеей о «душе нации». Отыскать подобную, только русскую эссенцию и выразить ее в музыке стало главной задачей композитора, когда он вернулся в Россию.
На тот момент в российском обществе торжествовала триада «Православие, самодержавие, народность». Наиболее подходящим выразителем этой идеи Глинке показался сюжет о народном герое Иване Сусанине. Он совершил подвиг, спасший Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эта история легла в основу задуманной Глинкой оперы.
Композитор остановился на идее противопоставления двух миров, двух разных музык — русской и польской. Либретто к опере писал Егор Розен — автор исторических драм. Оперу переделывали невероятное количество раз, поэтому самое сложное было — создать из фрагментов единое произведение.
Премьера оперы прогремела в Большом театре Санкт-Петербурга. Ее успех сложился еще до первого показа: многие сольные номера высший свет видел на частных концертах. Произведение быстро влилось во все салоны и не сходило с русской сцены вплоть до 1917 года. Сам Глинка говорил: «Там, где мало-мальски пели, звучала музыка „Жизни за царя“».

Идеальный рецепт шедевра, который не состоялся

Иван Билибин. «Сад Черномора, эскиз декорации к опере Михаила Глинки „Руслан и Людмила“», 1913 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
После абсолютного успеха «Жизни за царя» казалось, что все последующие сочинения Глинки будут такими же популярными. На этой волне композитор решил написать оперу на основе произведения Александра Пушкина «Руслан и Людмила».
Глинка задумал воплотить оперу в новом жанре — сказки, свободной от идеологических задач. Но в этот момент он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы и над оперой ему удавалось работать только небольшими урывками. Из-за недостатка времени и стремления к новаторскому формату национальной сказки-оперы в произведении было много правок. Они привели к несостыковкам сюжетных линий, усложнили хорошо знакомое публике содержание.
Премьера оперы состоялась в 1842 году. Широкая кампания в прессе вокруг «первой национальной сказки» не пошла на пользу «Руслану и Людмиле» — публике спектакль показался длинным, скучным и запутанным. Обстоятельства казались идеальными: мастерство композитора, гениальный текст Пушкина, готовая к шедевру публика. Но опера провалилась.
Спустя 40 лет после премьеры писатель Фёдор Сологуб подытожил: «Каждый отдельный номер — перл, но ожерелья не выходит».

Наставник русских композиторов

Илья Репин. «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы „Руслан и Людмила“», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Для будущих поколений Михаил Глинка оставил огромное наследие. Его называют не только «национальным композитором», но и основателем русской вокальной школы. Его труд «Методы усовершенствования голоса для сопрано» вывел на первый план художественные задачи в обучении, предупредив «голую виртуозность» воспитанников. А единственным вокальным циклом композитора стало «Прощание с Петербургом» — сборник романсов на слова Нестора Кукольника.
Очередным музыкальным экспериментом Глинки стала симфоническая фантазия «Камаринская» на тему двух русских песен. Чтобы заниматься симфониями всерьез, ему не хватало школы. Поэтому в одной из поездок за границу композитор остановился в Берлине, чтобы освоить контрапункт — основу всей европейской музыки, сочетание двух и более мелодий. Но судьба не отвела ему на это времени: там же, подхватив простуду, он неожиданно скончался в 1857 году.
«Камаринскую» нельзя назвать яркой и интересной симфонией даже для 19 века. Но именно из нее выросла вся русская симфоническая школа второй его половины. Пётр Чайковский писал по этому поводу: «Вся русская симфоническая музыка, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“».
Михаил Глинка изменил русскую вокальную школу, создал первую национальную оперу и заложил основы русской симфонической музыки. Сегодня услышать бессмертную музыку великого композитора можно в музыкальных театрах и концертных площадках страны, например в Мариинском театре, Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии. Банк ВТБ на протяжении многих лет выступает партнером этих театров и их проектов.