Суровая эволюция: что такое амбидекстрия бизнеса и как она помогает ему выжить в условиях неопределенности?

07.03.2024

Кризис — время возможностей, в том числе и для инноваций. Литература по предпринимательству утверждает, что оптимальным подходом к инновационной деятельности компании является поддержание баланса между радикальными инновациями и постепенными улучшениями.
Исследователи Высшей школы менеджмента СПбГУ изучили связь между инновационными стратегиями «поиска нового» и «использования существующего» с результатами малых и средних фирм в условиях технологической неопределенности. «Успешное сочетание радикальных и пошаговых инноваций в бизнесе называют «организационной амбидекстрией», проводя аналогию с людьми-амбидекстрами – теми, кто одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Но поддерживать такой баланс – дорого и непросто. И, как оказалось, это не всегда нужно», — рассказала Карина Богатырева, директор Центра предпринимательства, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
Студенты занимаются в библиотеке Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета @РИА Новости
Исследование, проведенное в ВШМ СПбГУ при поддержке Российского научного фонда, основывалось на данных 333 фирм малого и среднего бизнеса из разных отраслей и регионов России. Данные были собраны в 2020-2021 гг., когда в полной мере проявились экономические последствия введенных ограничительных мер после пандемии COVID-19.
Результаты исследования показали, что при прочих равных организационная амбидекстрия действительно повышает финансовые результаты фирм малого и среднего бизнеса. Кроме того, она снижает разброс этих результатов, то есть делает их более стабильными и предсказуемыми для владельцев бизнеса.
Во время занятий в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета @РИА Новости
Однако в условиях высокого уровня технологической неопределенности инвестиции в поддержание баланса между двумя типами инноваций, наоборот, ведут к большей непредсказуемости финансовых результатах деятельности фирмы. Получается, что прежде, чем инвестировать в развитие организационной амбидекстрии, менеджерам малых и средних предприятий необходимо четко выстроить приоритеты развития.
«Такие фирмы часто подвержены так называемой «уязвимости малого размера» — ограниченности в доступе к ресурсам по сравнению с их более крупными конкурентами, — пояснила Карина Богатырева. — В относительно понятных, хоть и непростых, условиях внешней среды, выделение ресурсов на развитие амбидекстрии оправдано в случае, если менеджеры/владельцы заинтересованы в обеспечении более предсказуемых финансовых результатов. Однако необходимо понимать, что такой подход уменьшает вероятность головокружительного успеха бизнеса. Одновременно с этим, в случае серьезных изменений в технологическом поле вокруг соответствующих продуктов или услуг фирмы, инвестиции в амбидекстрию ведут к увеличению вероятности как провала, так и аномально высоких результатов».
Таким образом, если компания малого или среднего размера принимает решение развивать амбидекстрию в условиях неопределенности в надежде добиться больших успехов, одновременно с этим необходимо разрабатывать стратегии снижения рисков на каждом этапе внедрения соответствующих практик.
Более подробно с исследованием можно ознакомиться в журнале Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies по ссылке.